Когда-то давно я смотрела спектакль по этой пьесе в театре Пушкина. Пришла на Веру Алентову. Спектакль уже в архиве.
Но зато теперь есть новый. У LA-Teatr . И играют в нем ... две блестящие актрисы: Анна Якунина и Елена Ксенофонтова.
В этот раз я пошла также на актрис)). Забегая вперед, сразу скажу, их засыпали цветами!
Пьеса молодого драматурга Пьера Нотта была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. Уже интересно. Правда?
В самой пьесе дамочки уже в возрасте. Наши дамочки, Анна и Елена, молоды и свежи как розы ( только не надо мне сейчас тыкать пальцем в Википедию и указывать на их год рождения). Это (возраст наших героинь в исполнении «розочек» Анны и Елены) меня немного сбивало с толку)). Тем более, я помнила прежнюю версию с В. Алентовой и Н.Николаевой, и те мадамочки были явно постарше и еще комично одеты (ну как часто бывает, дамы постарше молодятся всеми возможными способами).
Наши дамочки были одеты как сестры -близнецы и это меня тоже сбивало.
Мне было сложно сосредоточиться. Я перед собой видела двух роскошных див , хорошо одетых,только немного ярко и экстравагантно. Мне казалось, что раз они немного с прибабахом, то должны выглядеть если и экстравагантно, то немного и нелепо.
Нет, я видела перед собой двух красивых женщин)). Одинаково одетых- «двое из ларца, одинаковых с лица». И все это меня отвлекало от текста.
А в пьесе, между прочим,заложено много глубоких смыслов. О любви, о семье, о взамотношениях близких, немного об интимном, немного о смерти, немного об одиночестве.
По сюжету у немолодых сестер умирает мать и они хотят похоронить прах матери в могиле отца, которая находится где-то на севере Франции. Туда они и отправятся - в сторону севера. А так как это было 25 лет назад, то сестры даже не могут толком вспомнить город.
На этом пути сестры попадают в различные приключения и даже в полицию.
Но так как на сцене всего лишь две актрисы и из сценографии какой-то черный ящик , внутри которого они находятся, то обо всем, что происходит с ними и где они находятся в данный момент,мы можем догадываться только по их репликам.
Это тоже немного осложняет восприятие .
Есть еще кроме актрис на сцене и музыкальный коллектив (и актрисы даже поют… хорошо поют) и танцевальный (очень профессиональная подтанцовка), это оживляет и компенсирует отсутствие декораций.
Но все время хотелось какой-то аннотации , знаете как либретто в балете, прочитал и все понял кто с кем и где,что к чему.
Поэтому советую ознакомиться с содержанием пьесы перед просмотром. Мне помогло то, что один спектакль по этой пьесе я уже смотрела и что-то помнила из сюжета.
Кстати, после спектакля я все-таки полюбопытсвовала и пошла читать пьесу в инете. Мне было интересно, почему она заявлена комедией (хоть и с элементами черного юмора). По спектаклю мне так не показалось: сестры все время ругались, что-то выясняли. Хотя были моменты ,когда зал валялся. Ну например , когда Аннета (Анна Якунина) заявила : «Чего бы мне хотелось, так это хотя бы один раз пройтись по тротуару с высоко поднятой головой, в узком платье и без трусов, как шлюха, быть шлюхой – моя мечта» (аплодисменты). Помните, что дамочки в пьесе в возрасте по сюжету, да? А тут- «без трусов»! Ну конечно, зал валяется. А ведь за каждый подобной репликой - трагедия. Какая-то нереализованная мечта или комплексы, которые постоянно нас держат в рамках. Может , кстати, черный ящик - квадрат на сцене со светодиодной по краю подсветкой , как раз четко обозначающей этот черный квадрат, и намекает нам на эти рамки? Рамки- оковы, из которых сестры хотели вырваться всю свою жизнь.
Они и сейчас в этих рамках и все их экстравагантные поступки ( спойлерить не буду) наверно и объясняются их жаждой свободы , а не только «прибабахнутым» характером.
Пьесу я прочитала, и знаете, там действительно забавно все эти приключения и диалоги героинь выглядели( теперь понятно почему она названа лучшей пьесой во Франции в 2008). Пьеса смешнее ( хотя напоминаю , юмор черный) , чем это я увидела в спектакле.
В наших спектаклях , как в «загадочной русской душе» всегда заложено больше смысла и глубины, которые «вам ,иностранцам, не понять»)).
В этом наверное будет моя небольшая претензия к режиссеру. Я конечно понимаю, что все разжевывать зрителю не надо и зритель в состоянии разобраться сам во всем. Но выше я перечислила, что мешало лично мне и отвлекало.
Кстати, лично мне еще мешало( зачеркнуто) не помогало то, что чёрная коробка , в которой происходило все действие стояла глубоко внутри сцены и от этого первый ряд по ощущениям был как 6-8 -ой. Я сидела в третьем, и когда актрисы подходили к краю сцены, для меня это прям была такая радость, потому что можно было близко увидеть их мимику. А это всегда важно, когда приходишь на драматический спектакль. Хочется как можно ближе очутиться к той ауре и магии игры актеров.
А игра актрис была просто выдающейся. Я увидела такой диапазон их актерского таланта, который не видела ни в одном спектакле с ними. Вот за это им и режиссеру отдельное спасибо. Мне кажется для них наверно это роли самые энергозатратные и сложные. Потому что я даже не представляю как можно так выкладываться. Это знаете как на рояле - клавиатура от басов до самых высоких нот, и вот эти все возможности у актрис есть и они нам их показали. Это очень круто!